С начала 2015 года работы по диагностике выполняет ООО «Газпроект-ДКР»
С какой целью проводится диагностика трубопроводов
Контроль над техническим состоянием трубопроводов является гарантом безопасности на объектах, где осуществляется транспортировка нефти и нефтепродуктов. В мировой практике принято проводить контроль на нефтяных трубопроводах магистрального уровня с помощью поршней, предназначенных для внутритрубной диагностики. Но на некоторых объектах, где есть сложная геометрия трубопровода, данный метод применить просто невозможно. Поэтому возникла необходимость разработать более эффективный способ.
Проведение внутритрубной диагностики с помощью самостоятельно движущихся роботов дало хорошие результаты. Компания «Газпроект» уже более 10 лет использует данный метод для обеспечения контроля над состоянием труб. Такое оборудование позволяет совершать контроль трубопроводных обвязок на нефтяных насосных станциях, трубопроводах нефтеперерабатывающего завода и резервуарных парках.
Принцип работы
Роботы перемещаются внутри труб и с помощью ультразвуковых датчиков ЭМА проводят замеры. Они выдают следующие показатели: остаточная толщина трубопровода, контроль за общим состоянием трубы и за кольцевыми сварными швами. Особая конструкция робота позволяет подвигаться как по наклонной плоскости и вертикальным участкам, так по изогнутым отводам и тройникам.
Данные устройства помогают выявлять следующие отклонения:
- внутренние изъяны металлической трубы;
- тип коррозии трубопровода (она может быть сплошной, язвенной, питтинговой);
- эрозионный износ;
- различные неровности и вмятины;
- трещины и КНР;
- внутренние и поверхностные дефекты, которые имеются в местах сварки;
- обнаруживают инородные предметы и отложения, которые снижают работу насосной станции.
За годы работы компания отмечает ряд преимуществ данного способа диагностики:
- Если сравнивать с методом контроля, который происходит вручную, то можно сказать, что новый способ позволяет сократить временные, экономические расходы. Рабочим не надо проводить масштабные земляные работы и снимать все изоляционное покрытие, чтоб выявить дефект трубы.
- Если сравнить с поршневым методом диагностирования, то стоит перечислить несколько положений:
- устройство продвигается самостоятельно, создавать давление в трубе не нужно;
- робот может пройти участки, где имеется сложная геометрия труб;
- не нужны загрузочные камеры;
- отчет приходит быстро и данные не требуется расшифровывать.
В заключении отметим, что точная и своевременная диагностика трубопровода, по которому постоянно осуществляется транспортировка различных нефтепродуктов, сокращает возможный ущерб природе и позволяет избегать аварий, убытков и жертв.
Разработчики диагностического робототехнического комплекса были награждены Премией Правительства РФ. Начиная с 2012 года, данный метод стал применяться в США на объектах, где осуществляется транспортировка и хранение нефтепродуктов.
С начала 2015 года работы по внутритрубной диагностике выполняет ООО «Газпроект-ДКР»