С целью более достоверного выявления участков с трещиноподобными дефектами на стенде ВТД в марте 2010 г. была отработана технология ЭМА-дефектоскопии, включающая последовательное проведение ЭМА-ПВ-контроля (прямой ввод УЗ-импульса) и ЭМА-НВ-контроля (наклонный ввод УЗ-импульса) с последующей идентификацией зон с коррозией и зон с трещиноподобными дефектами.
Зоны, в которых сигналы при ЭМА-ПВ-контроле и ЭМА-НВ-контроле практически совпадали (зона 1 на рис. 2 и 3), идентифицировались как зоны с коррозионными повреждениями поверхности трубы. Остаточная толщина металла в этом случае измерялась модулем ЭМА-ПВ-контроля в статическом режиме с точностью 0,1 мм.
Зоны, выявленные только модулем ЭМА-НВ-контроля с наклонным вводом УЗ-импульса (зоны 2 и 3 на рис 4, 5), идентифицировались как зоны с возможным наличием трещиноподобных дефектов глубиной более 1,0 мм.
Апробация ЭМА-дефектоскопии была проведена на трубопроводах выходных шлейфов КЦ-4, 5 Таежного ЛПУ ООО «Газпром трансгаз Югорск» в июне 2010 года.
При проведения ЭМА-дефектоскопии на участках выходного шлейфа КЦ-5 были обнаружены аномальные зоны, расположенные на внешней стороне секторных отводов Ду1400, характеризующиеся выраженной анизотропией металла, высоким (около 15дБ) уровнем затухания донного сигнала при ЭМА-ПВ-контроле и наличием высокого уровня браковочного сигнала при ЭМА-НВ-контроле.
В результате расширенного обследования этих зон с применением различных методов НК были получены данные, соответствующие слоистой неоднородности металла, схожие со структурой металла в местах разрыва аварийного участка трубы на КЦ-6 Таежного ЛПУ, фрагмент которого был передан ЗАО «КТПИ «Газпроект». В настоящее время фрагмент аварийного участка трубы с КЦ-6 находится в ЗАО «КТПИ «Газпроект». В I квартале 2011г. планируется провести необходимые разрушающие и неразрушающие виды контроля с целью определения физико-механических и прочностных свойств металла в зоне разрыва. По окончанию работ ЗАО «КТПИ «Газпроект» будет предоставлен отчет о характере обследованных дефектов, методах их идентификации и оценке степени опасности выявленных аномальных зон на секторных отводах КЦ-5.
В результате проведенной ЭМА-дефектоскопии на участке выходного шлейфа КЦ-4 Таежного ЛПУ было обнаружено 54 дефектных участка на 25 элементах трубопровода. При этом на 15 участках был отмечен высокий уровень браковочного сигнала в каналах ЭМА-НВ-модуля. Данные дефектные зоны были интерпретированы как «трещиноподобные дефекты».
При последующем расширенном обследовании на 6 из них были обнаружены дефекты КРН глубиной до 2,8мм, на остальных 9 — язвенная и точечная коррозия глубиной до 3,0мм. По результатам проведенных расчетов 13 дефектных зон были отремонтированы контролируемой шлифовкой, две зоны были признаны негодными к дальнейшей эксплуатации и были отремонтированы заменой катушки (Приложение 1).
Затруднение интерпретации зон с дефектами КРН и питтинговой коррозией при ЭМА-контроле объясняется наличием в целом схожего сигнала от ЭМА-НВ-датчиков и отсутствием сигнала от датчиков ЭМА-ПВ-датчиков в обоих случаях.
Задачу идентификации данных дефектных зон удалось решить путем повторного обследования данных участков ЭМА-НВ-датчиками, развернутыми на 90 град. (рис. 6-7). В дальнейшем данная технология была использована при проведении ВТД трубопроводов КЦ-2 Приозерного ЛПУ; КЦ-5 Надымского ЛПУ; КЦ-2, КЦ-5, КЦ-6 Ягельного ЛПУ; КЦ-9, КЦ-10 Верхнеказымского ЛПУ ООО «Газпром трансгаз Югорск», что позволило наиболее точно интерпретировать обнаруженные дефекты.