С начала 2015 года работы по диагностике выполняет ООО «Газпроект-ДКР»
Общеизвестно, что залогом безопасной транспортировки по газовым трубопроводам является наблюдение за техническим состоянием системы. В развитых странах контроль над магистральными газопроводами осуществляется при помощи поршней, которые диагностируют внутри труб. Данный способ не предназначается для эксплуатации в трубопроводах со сложной геометрией трубопровода. В остальных случаях контроль и диагностика самодвижущимися роботами, работающими внутри трубы, являются наиболее эффективными инструментами.
Свыше десяти лет предприятие «Газпроект» проводит роботизированную внутритрубную диагностику труб газопроводов. Основной специализаций организации является диагностирование:
- обвязки трубопровода и шлейфа компрессорной станции;
- подземного перехода сквозь водяные препятствия и автомобильные трассы;
- технологической перемычки смежных магистральных трубопроводов.
Диагностирование производится с помощью уникального робототехнического комплекса путем аттестованного метода с применением электромагнитно-акустических и визуально-измерительных способов контролирования.
При этом становятся явными следующие недостатки:
- сплошной и язвенной коррозии;
- питтинговой коррозии;
- трещиноподобных дефектов, в числе которых КРН;
- внутренних металлических дефектов (расслоение, ликвация и проч.);
- эрозионного металлического износа корпуса трубопровода;
- поверхностного и внутреннего дефектов кольцевого сварного соединения
- постороннего предмета и загрязнений, которые снижают КПД производительности КС;
- вмятин и овальности.
При этом имеются преимущества:
- Если сравнивать с ручным контролирующим методом — нет необходимости во вскрытии труднодоступных трубопроводов, находящихся на участках под землей. Это дает сокращение расходов на земляные работы, а также предохраняет изоляционное покрытие от механических повреждений.
- Если сравнивать с поршневым методом внутритрубопроводного диагностирования:
- имеется возможность проходить участок со сложной геометрией;
- нет необходимости в загрузочных камерах потому, что загрузка осуществляется посредством люка-лаза, реза или обратного клапана;
- дополнительно нагнетать давление нет необходимости, поскольку робот, диагностирующий робот осуществляет самостоятельное движение;
- происходит экономия времени за счет того, что передается своевременная информация не требующая длительных детальных расшифровок.
Изобретение и ввод в производство данного диагностического робототехнического комплекса было отмечено Премией ОАО «Газпром» и Премией Правительства России.
За период десятилетней эксплуатации выполнены внутритрубные диагностики обвязок в 237 цехах, в которых работают компрессорные станции, прошли эффективный контроль газотрубопроводы на объектах в разных странах, в числе которых Россия, США, Финляндия, Украина и Казахстан.
С начала 2015 года работы по внутритрубной диагностике выполняет ООО «Газпроект-ДКР»